статья
3 типа вопросов
Вопросы в уличной эпистемологии делятся на 3 основные группы. Это деление не абсолютно и некоторые вопросы сложно отнести к какой-то конкретной группе, однако такая классификация позволяет упростить процесс понимания и использования структуры бесконфликтного диалога.
После того, как вы выбрали тему диалога, нужно узнать, в чем собственно заключается убеждение. На этом этапе важно конкретизировать убеждение собеседника и устранить возможные недопонимания. В частности, если вы не уверены, что собеседник использует слова в том же значении, что и вы, следует уточнить, что он имеет в виду. Например, часто люди используют в разных значениях слова вера, свобода, этичность. Также на этом этапе следует ввести шкалу уверенности (спросить, насколько по шкале от 0 до 100% собеседник уверен в верности своего убеждения). Вопросы категории «что» обычно занимают меньшую часть диалога.
Следующим важным этапом является выяснение причин уверенности собеседника. Здесь важно выбрать не просто какую-либо причину собеседника придерживаться своей позиции, а ту причину, которая убеждает его больше всего. Ведь если, например, собеседник верит в Бога из-за пережитого личного опыта, а вы будете говорить с ним о противоречивости Библии, то вряд ли этот разговор как-то повлияет на позицию собеседника.

Чтобы найти главную причину уверенности, нужно спросить, почему собеседник так считает, узнать, что из перечисленного важнее всего (можно задать прямой вопрос об этом или спросить, какой процентный вклад каждая из причин вносит в уверенность), и затем проверить, что найденная причина действительно основная. Для этого подойдет простой вопрос: «Если бы Х не было, ваша уверенность была бы другой?».
Далее можно переходить к основной части диалога — исследованию надежности оснований собеседника. Основная идея заключается в том, чтобы заставить собеседника задуматься, может ли используемый им метод познания приводить к неверному знанию о мире. Для этого, например, можно спросить, может ли в принципе кто-то использовать данный метод познания и ошибиться (например, «как часто люди опираются на личный опыт и ошибаются?»). Также полезным приемом является тест стороннего наблюдателя, позволяющий взглянуть на ситуацию со стороны. Если убеждение собеседника этическое, то следует спросить, какие у данной позиции есть минусы. Еще одним важным приемом является вопрос о том, что в принципе могло бы изменить позицию собеседника. То есть, если собеседник не прав, как он мог бы это понять? Если собеседник не знает ответа на этот вопрос, можно поговорить о фальсифицируемости.

В этой статье, конечно, были перечислены не все приемы, которые можно использовать в УЭ-диалоге. Чтобы узнать о других полезных вопросах, которые можно задать, читайте эту статью. Много других важных идей уличной эпистемологии можно найти в нашем паблике.
21 АВГУСТА/2018