Допустим, во время диалога нам пришел в голову аргумент, и мы считаем, что он повлияет на позицию собеседника. Однако собеседник может уже знать его, но не воспринимать всерьез по каким-либо причинам, либо не считать метод познания, на который мы опираемся, надежным, либо иметь другие ценности. Чтобы узнать, важен ли собеседнику аргумент, можно
задавать открытые вопросы.
Пример. Собеседник считает, что нужно ввести смертную казнь, потому что ему важно, чтобы все преступники понесли справедливое наказание. Мы хотим привести аргумент о том, что смертная казнь не снижает количество совершаемых преступлений, и основываемся на статистике. В первую очередь следует выяснить, соответствует ли аргумент
ценностям собеседника:
- Есть ли что-то еще, кроме справедливости, что тебе важно, на что может повлиять введение смертной казни? Например, снижение количества преступлений.
Если окажется, что собеседнику важно снижение количества преступлений, следует проверить, знает ли он уже какие-то аргументы об этом.
- Как можно было бы проверить, снижает ли смертная казнь количество преступлений? Знаешь ли ты какие-нибудь данные на эту тему?
Возможно, статистика, с которой он знаком, не показалась ему убедительной, либо он знает что-то, чего мы не знаем. Такой вопрос поможет это выяснить.
Вот еще пара открытых вопросов, которые можно задать практически к любому убеждению:
- Что могло бы повлиять на твою уверенность?
- Какие существенные аргументы приводят те, кто с тобой не согласен?
Если открытые вопросы дали нам понять, что собеседник, вероятно, не знаком с аргументом, который мы хотим привести, и при этом мы ожидаем, что аргумент окажется весомым, можно
спросить напрямую, повлияет ли данная информация на его позицию:
- Если бы ты узнал, что есть статистика, из которой следует, что смертная казнь не приводит к снижению количества преступлений, это бы повлияло на твою уверенность?
Иногда аргумент, который полностью убеждает нас, никак не влияет на позицию собеседника. Предугадать это сложно. Такая ситуация говорит о различии в методах познания и причинах уверенности, и к этому нужно быть готовым. Например, может оказаться, что собеседник не доверяет научному методу, и тогда следует поговорить именно об этом. Также бывает, что у собеседника уже есть надежный контраргумент против вашего аргумента, и тогда ответ на данный вопрос поможет нам скорректировать свою позицию.
Если собеседник ответил, что это бы повлияло на его уверенность, не лишним будет также прямо спросить,
интересно ли собеседнику услышать этот аргумент:
- Если такая статистика есть, тебе было бы интересно об этом узнать?
Такой вопрос позволяет понизить градус конфронтации в диалоге. После этого уже можно приводить аргумент. Опционально можно уточнить, каким способом собеседнику удобно получить информацию:
- Я смотрел видео на ютубе, где это подробно объясняется, а еще читал статью на английском. Я могу скинуть и то и другое, как тебе будет удобнее?