4:30 «Бывают ли ситуации, когда люди чувствуют что-то, но это является неправдой?» — Собеседник, вероятно, не очень понял вопрос, потому что ответил не совсем на него. Нужно спросить то же самое другими словами.
5:29 Тест стороннего наблюдателя:
«Если кто-то чувствует, что есть не единый Бог, а много богов, как нам понять, кто прав, ты или он?» — «Тот человек, который это чувствует, не до конца разобрался в своих ощущениях.» 5:50 Продолжение теста стороннего наблюдателя и тест на
фальсифицируемость:
«Как человеку, который не знает, что на самом деле правда, проверить, на чьи чувства можно полагаться?» — «Это нельзя проверить и нельзя со стороны повлиять на убеждения человека». Мы выяснили, что собеседник осознает, что его убеждение нефальсифицируемо.
7:01 Теперь надо понять, откуда у собеседника знание о том, что прав именно он, если нет способов это проверить:
«Откуда мы знаем, что тот, кто не согласен с тобой, заблуждается?» —
«Это нельзя проверить, это не что-то, проявляющееся во внешнем мире». Собеседник понимает, что это нельзя проверить, но, казалось бы, не видит противоречий с тем, что у него откуда-то есть знание об этом.
9:10 Собеседник сам обратил внимание на то, что видит противоречие между научной картиной мира и нефальсифицируемостью существования Бога. Однако, ощущения собеседника говорят о том, что Бог все равно есть.
9:34 «Могут ли быть другие причины у этого ощущения, кроме того, что Бог существует? Может ли быть так, что эти ощущения есть, но Бога при этом нет?» — «Может». По невербальным реакциям собеседника видно, что скорее всего он не думал об этом раньше. На этом моменте стоит завершить диалог и позволить собеседнику подумать самостоятельно.
В заключение стоит отметить, что это был достаточно сложный диалог: видно, что найти основную причину уверенности на самом деле не так легко, как кажется. Кроме того, сложно обратить внимание собеседника на ненадежность используемого метода познания. Для этого нет универсальных методов, и к каждому собеседнику нужен свой подход: кому-то хватит теста на фальсифицируемость и теста стороннего наблюдателя, а для кого-то нужно задавать более сложные
сократовские вопросы. Однако, если собеседник действительно сам хочет знать и искать правду, а эпистемолог владеет
приемами для того, чтобы проверять надежность методов познания, шансы на успех достаточно велики.