Разбор диалога про смертную казнь, практика по основным категориям вопросов
Казнить для острастки – Алексей | Виват Сократ
Выбор убеждения
Эпистемолог спрашивает об убеждениях, которых придерживается собеседник, но которых не придерживаются остальные — этот прием позволяет сразу отсеять те убеждения, которые являются субъективными или банальными и поэтому не подходят для УЭ.
Если собеседник затрудняется с ответом, то можно привести примеры, о чем вообще можно поговорить, что и сделал эпистемолог. В итоге было выбрано убеждение про смертную казнь.
После выбора убеждения эпистемолог дал понять собеседнику, что это убеждение подходит и что диалог будет именно об этом.
Вопросы "Что?"
Эпистемолог переформулировал убеждение собеседника: "ты считаешь, если я [правильно] понимаю, что за особо тяжкие преступления некоторых людей нужно казнить, правильно?"
Вопросы "Почему?"
После формулировки убеждения первым делом нужно спросить, почему собеседник так считает. Была названа одна причина: "для острастки, потому что многие боятся смерти и боли". То есть, собеседник считает (как уточнил эпистемолог), что смертная казнь снизит количество преступлений.
Проверка, действительно ли эта причина является самой важной, то есть что было бы, если бы этой причины не было: "если бы ты узнал статистику, из которой мы узнаем, что при вводе смертной казни преступлений становится не меньше, это бы как-то повлияло на твое мнение?" Собеседник ответил, что повлияло бы, то есть эта причина действительно является определяющей.
Эпистемолог задал вопрос, почему собеседник придерживается позиции о том, что смертная казнь на самом деле уменьшает количество преступлений. Собеседник серьезно задумался над этим вопросом. В таких случаях следует подумать о том, чтобы плавно завершить диалог и дать собеседнику возможность подумать над этим самому. В конце концов он ответил, что ему интуитивно кажется, что его позиция верна.
Вопросы "Как?"
Это самый главный пункт в УЭ-беседе, потому что именно здесь проверяется надежность методов, которым собеседник приходит к убеждениям.
Здесь использован сократовский вопрос, чтобы неконфликтно указать собеседнику на возможную ненадежность используемого метода познания "Когда людям кажется, что что-то происходит именно так, значит ли это, что это действительно так?"
Собеседник согласился, что это не всегда так, и над этим надо подумать и проверить.