С первого взгляда может показаться, что чем больше всего может объяснить теория, тем более хорошей она является. Другими словами, если мы не можем придумать никакого эксперимента, который бы опроверг теорию, то можно ошибочно начать считать это преимуществом теории, а не недостатком. Однако давайте подумаем, как мы определяем, является ли теория хорошей. Здесь решающее значение имеет полезность этой теории, которая обычно определяется способностью давать какие-либо предсказания о мире либо способностью теории что-либо объяснять.
Дает ли нефальсифицируемая теория какие-либо предсказания о мире? Предположим, что произошло событие Х, и мы хотим с помощью нефальсифицируемой теории Т предсказать, к чему приведет Х. Среди возможных результатов есть А, В, С и т.д. Вспомним, что это такая теория, которой не может противоречить никакой результат: ни А, ни B, ни С не может быть свидетельством в пользу того, что теория неверна, то есть любое из этих событий одинаково подтверждает теорию. Другими словами, теория Т не дает нам никакой информации о том, какое событие произойдет после Х, причем это верно для каждого Х. То есть такая теория не имеет совершенно никакой предсказательной силы.
Часто нефальсифицируемые теории не имеют и объяснительной силы тоже. В качестве примера можно привести
теорию флогистона, которой в XVIII веке ученые объясняли природу огня. Есть своеобразный тест для проверки объяснительной способности теории: попробуйте заменить в ней какую-либо одну деталь, а остальные детали оставьте неизменными. Если после этого теория выглядит такой же правдоподобной (так же хорошо объясняет наблюдения), то, скорее всего, она бесполезна.
Более того, нефальсифицируемые убеждения часто не дают никакой информации о мире вообще. Предположим, у нас есть убеждение, что Х верно. Многие нефальсифицируемые убеждения обладают таким свойством: если представить себе мир, где Х верно, и мир, где Х неверно, то сторонний наблюдатель никак не сможет различить эти миры. Это говорит о том, что Х в принципе никак не может повлиять на нашу жизнь, то есть не имеет смысла вообще иметь какое-либо мнение об Х.