статья
Убеждения о мире и этические убеждения
Убеждения бывают разные, но среди них удобно выделять отдельные категории, для которых диалог будет развиваться несколько по-разному.

Две большие категории, которые мы обычно выделяем, следующие:
1) Убеждения о мире
Здесь речь о фактах, о том, что есть на самом деле, о соответствии карты и территории.
Примеры:
"Астрология отлично описывает характер человека"
"ГМО вызывает рак"
"Чингисхан и Иван Грозный – это один и тот же человек"

2) Убеждения об этике или о желаемых изменениях в обществе
Здесь речь о том, как мы хотели бы поменять наше общество, его законы, а также про конкретные локальные или глобальные решения. Плюс могут быть убеждения о том, что хорошо и что плохо в нашем мире.
Примеры:
"Проституцию нужно легализовать"
"Демократия – лучшая форма правления"
"Детей нужно иногда бить для воспитания"

Эти категории, конечно, весьма условны, и они вряд ли покрывают весь спектр убеждений. К примеру, сложно куда-то отнести релятивистские идеи вроде "Каждый может верить во все что угодно, и при этом все равно никто не будет ошибаться, потому что никто не знает, какая реальность на самом деле". Про релятивизм мы писали в отдельной статье. Однако большинство убеждений, которые интересно разбирать на предмет надежности рассуждений, удобно отнести к одной из двух больших категорий.

Случается и такое, когда даже из одного и того же изначального убеждения можно выбрать разные пути, по которым можно пойти, и какие-то из них будут этическими, а другие – о мире. Возьмем, к примеру, указанное выше убеждение о том, что проституцию нужно легализовать. Его причины для собеседника могут быть разными, например:
1. Это уменьшит распространение ЗППП (о мире)
2. Люди имеют право распоряжаться своим телом (про этику)
Соответственно, в зависимости от того, какая из причин для собеседника важней, нам надо будет говорить немножко по-разному. Также можно рассматривать обе причины в рамках одного диалога, если они обе важны.

Первая часть диалога как для этических убеждений, так и для убеждений о мире обычно схожа и примерно такова:
  • Выделить тезис убеждения.
  • Убедиться, что он подходящий, то есть не слишком банальный и не слишком абстрактный. Про это мы тоже писали отдельно. При необходимости переформулировать, пока не получим подходящее убеждение.
  • Узнать степень уверенности и причины этой уверенности.
  • Выделить главную причину.
  • Работать с этой причиной, задавать вопросы на надежность. И тут уже могут быть разные ситуации, в зависимости от убеждения, от причин.

В этой последней части диалога, которая является, пожалуй, самой важной, есть определенные нюансы, которые зависят от категории убеждения. И мы в скором времени опишем в отдельных статьях про особенности диалогов об убеждениях, принадлежащих к двум большим категориям.
17 ФЕВРАЛЯ/2019