В учебных диалогах, кроме роли эпистемолога и собеседника, можно ввести роль наблюдателя, одного или нескольких, с одинаковыми или разными функциями. Наблюдатель следит за тем, как проходит диалог, комфортно ли в нем всем участникам, приближается ли дискуссия к цели – выявлению и проверке оснований убеждения собеседника. После диалога и
идеологического теста Тьюринга наблюдатель дает эпистемологу фидбек.
За пределами тренировочного формата эпистемолог может сам выполнять функции наблюдателя за своими диалогами (по крайней мере пытаться). При этом список признаков, на которые можно обращать внимание, может слегка отличаться от того, что приведен ниже. В следующих публикациях мы рассмотрим, какие бывают наблюдатели, на что обращать внимание и в какой форме давать обратную связь.