На третий вопрос (о том, как определять полезность какого-либо последствия, глядя на получаемую полезность субъектов, которых затрагивает это последствие) тоже есть различные ответы.
Один из возможных ответов — это
утилитаризм суммы: для определения
полезности последствия он предлагает
полезности для всех
субъектов просто сложить. Чем больше будет суммарная полезность, тем более предпочтительным будем считать
последствие.
Одна из характерных особенностей утилитаризма заключается в том, что уменьшение
полезности для одного
субъекта может компенсироваться увеличением
полезности для другого (в частности, при гедонистическом подходе это подразумевает, что страдание одного
субъекта может быть оправдано ради удовольствия другого, что может являться большой проблемой для нашего интуитивного представления о морали).
Другая широко известная особенность утилитаризма суммы — это так называемый "
отвратительный вывод": можно представить
последствия, ведущие к созданию популяций со сколь угодно малым средним благосостоянием (но все еще положительным), которые за счет достаточно большой численности популяций будут иметь больше
полезности, чем
последствие, ведущее к гораздо меньшему числу людей, имеющих высокое благосостояние. Простыми словами, отвратительный вывод заключается в том, что при таком подходе огромное число людей, у которых жизнь лишь чуть-чуть лучше, чем ее отсутствие, может получаться более предпочтительным, чем разумное количество очень счастливых людей.
Следующий вариант –
утилитаризм среднего. Согласно ему, для определения
полезности последствия надо в каждый момент будущего времени не просто суммировать
полезности для всех
субъектов, но еще поделить получившуюся сумму на их количество — т. е. определять именно среднюю
полезность.
Преимуществом утилитаризма среднего является то, что он избегает упомянутого выше "отвратительного вывода". Однако он имеет свои особенности, которые можно считать проблемами. В частности, в утилитаризме среднего верен "садистский вывод":
последствие, приводящее
к созданию огромной популяции крайне несчастных людей, при прочих равных лучше последствия, приводящего к созданию меньшей популяции людей (в частности, одного человека), которые лишь чуть более несчастны. Простыми словами, при этом подходе получается, что можно сделать крайне несчастную популяцию людей "лучше", просто добавляя к ней лишь чуть менее несчастных людей.
Другой вариант ответа называется «принципом максимина». Его суть в том, что для каждого
последствия мы находим того, кто получает
наименьшую
полезность, т. е. самого "несчастного"
субъекта.
Полезности для этих
субъектов и будем считать
полезностями соответствующих
последствий. Таким образом, мы считаем
решение настолько хорошим, насколько в результате будет в среднем счастлив самый несчастный
субъект. Недостатком этого подхода можно считать то, что все субъекты, кроме самого неудачливого, вообще не учитываются.
Последний вариант, который мы здесь приведем – моральный эгоизм. Он, в отличие от утилитаризма, предписывает
агенту учитывать лишь свое собственное индивидуальное благополучие, поэтому не требует ответа на вопрос о межличностных сравнениях
полезностей для разных
субъектов, а
полезностью последствия считает его
полезность для самого
агента, принимающего решение.
Очевидный недостаток эгоизма в том, что он почти никогда не соответствует моральным интуициям людей, т. к. теоретически позволяет одним людям приобретать и поддерживать свое благополучие за счет неограниченного уменьшения благополучия других.
Мы перечислили далеко не все возможные варианты, но, как видно, у каждого из этих подходов есть свои особенности, которые можно считать их минусами. К сожалению или к счастью, простых ответов здесь нет. Предлагаем вам при желании прочитать больше подробностей по ссылкам в конце статьи.