статья
Стратегии ведения диалогов про убеждения о мире
Мы уже писали о том, что удобно выделить две категории убеждений: убеждения о мире и этические. Нельзя сказать, что все 100% убеждений попадают в одну из этих категорий, но, пожалуй, подавляющее большинство будет относиться именно к ним.

В данной статье мы постарались написать подсказки по стратегии ведения диалогов про убеждения о мире. Причем мы здесь акцентируем внимание лишь на последней части диалога, на исследовании надежности рассуждений.

Конечно, каждый диалог и каждый собеседник уникален, и довольно сложно покрыть все варианты развития диалога, однако есть схожие и часто встречающиеся мотивы, и можно о них заранее подумать.

Напомним, что первая часть диалога обычно примерно такая:

1. Выделить тезис убеждения.
2. Убедиться, что он подходящий, то есть не слишком банальный, не абстрактный, не просто субъективный. При необходимости переформулировать, пока не получим подходящее убеждение.
3. Узнать степень уверенности.
4. Узнать причины этой уверенности.
5. Выделить главную причину. После этого хорошо бы перепроверить, действительно ли она главная: "Если бы этой причины не было, то как бы это повлияло на твою уверенность?"
6. Работать с этой причиной, задавать вопросы на надежность. И тут могут быть разные ситуации, в зависимости от убеждения и от причин. Ниже мы разбираем некоторые из них.

Однако отдельно стоит упомянуть, что прежде чем это все разбирать, важно убедиться, что и вам, и собеседнице важно знать правду, что вы оба заинтересованы в том, чтобы приблизить карту к территории.

  • Личный опыт

Одной из часто встречающихся причин является личный опыт или опыт знакомых. Убеждения здесь могут быть про астрологию, экстрасенсов, соционику и т.д., то есть про что-то, что можно теоретически либо попробовать самостоятельно, либо увидеть своими глазами.

В таком случае важный вопрос: "Приведи, пожалуйста, показательный пример". Это важно, потому что мы не можем работать сразу со всеми нюансами, и надо выделить что-то локальное, но существенное для собеседника, и работать именно с этим. После того как будет показан пример, уже должны быть видны предполагаемые причина и следствие.

Дальше работаем с этим:
"Всегда ли после X будет Y?"
"Как нам отличить, была ли причина именно в этом?"
"Какие могут быть альтернативные объяснения?"

Если собеседник затрудняется сам придумать альтернативные объяснения, то можно спросить:
"Если бы были другие объяснения того же самого эффекта, то тебе было бы интересно о них узнать?"

  • Интуитивные ощущения

Если собеседник говорит "мне так кажется", "это же логично", "это очевидно", то тогда можно спрашивать такие вопросы:

"Можешь ли ты в этом ошибаться?"
"Как можно было бы понять, ошибаешься ли ты в этом?"
"Если другому человеку кажется логичным противоположная позиция, то как тогда понять, кто из вас прав?"

  • Апелляция к определенным фактам

Если человек опирается на конкретные факты или то, что он считает фактами, то можно спросить:

"Если бы ты узнала, что это не так, то как бы это повлияло на твое убеждение?"
"Всегда ли из подобного факта должны следовать подобные выводы?"

Пример: фактом может быть древность теории, а обсуждаемым убеждением ее правдивость. Можем спросить:
"Любая ли древняя теория верна?"

  • Апелляция к научности

Собеседник может считать что-либо верным по той причине, что об этом говорят определенные ученые на основании какой-то теории. Тогда можно спросить:

"Можем ли мы как-то это проверить?"
"Все ли ученые считают так же?"
"Если одни ученые имеют одну позицию, а другие другую, то как нам будет правильней рассуждать?"


Универсальные вопросы

Также есть универсальные вопросы, которые могут подойти практически для любого убеждения и любых причин:

"Можно ли в этом ошибаться?"
"Если бы ты в этом ошибалась, как ты могла бы это понять?"
"Что могло быть сдвинуть твою уверенность вверх?"
"Что могло бы сдвинуть твою уверенность вниз?"

Надеемся, что вам эти подсказки смогут помочь в диалогах. И не забывайте про культуру согласия и вежливость, а также своевременное завершение диалога.

8 МАРТА/2018