статья
Как говорить о вере
Одним из часто используемых методов познания (особенно в вопросах религии) является вера. Часто на вопрос «Почему ты считаешь, что Х верно?»можно услышать ответ «Потому что я в это верю». В этой статье мы разберем, почему такой метод рассуждений не является надежным, а также как натолкнуть собеседника на мысли об этом.

Первым делом нужно спросить, что собеседник подразумевает под «я верю в Х», потому что многие люди понимают под этим совсем разные вещи: для кого-то вера значит, что Х верно, для кого-то — что ему просто хочется так считать, а кто-то использует формулировки в духе «вера — это надежда на невидимое». В зависимости от ответа разговор будет идти по-разному.
Вера как метод познания
Начнем со случая, когда вера для человека означает, что его утверждение действительно верно в объективном мире. Убедиться в этом можно с помощью вопроса «Считаешь ли ты, что те, кто с тобой не согласны, ошибаются?». Если ответ на этот вопрос — да, и при этом вера является основной причиной уверенности, то можно переходить непосредственно к проверке надежности веры как способа познания. Для этого можно использовать тест стороннего наблюдателя: например, если собеседник верит, что существует христианский бог, то можно предложить ему представить человека, который верит в Вишну и Шиву, и задать вопрос «Как человеку, который не знает, что на самом деле верно, понять, кто из вас прав?». Это поможет натолкнуть собеседника на мысль, что если метод познания может приводить к взаимоисключающим выводам, то он не очень надежен.

Также в этом случае можно задать вопросы «Как ты думаешь, могут ли люди верить во что-то и ошибаться?» и «Если мы во что-то верим, как из этого следует, что это правда?»
Предпочтения
Однако, часто люди не имеют в виду, что те, кто с ними не согласен, ошибаются. Это может означать, что собеседник на самом деле не считает, что его убеждение верно, но ему просто нравится так думать. При этом собеседник может даже считать, что объективная истина существует, однако она может быть ему неинтересна. В таком случае говорить непосредственно о вере не имеет смысла, так как собеседник не заинтересован в приближении своей позиции к реальности. Однако, можно поговорить о влиянии такого подхода к убеждениям на жизнь собеседника. Здесь можно задать вопрос «Как вера влияет на вашу жизнь?».

Также можно поговорить о том, использует ли собеседник такой подход в других вещах. Если да, то имеет смысл обсудить, есть ли у такого подхода отрицательные последствия: ведь если мы верим во что-то, что не соответствует действительности, и это влияет на нашу жизнь, то это может вредить. Например, если это касается альтернативной медицины.

Кроме того, можно предложить собеседнику посмотреть на это со стороны с помощью вопроса «Следует ли людям верить во что-то, потому что им этого хочется?»

Если окажется, что такая вера на самом деле не вредит и не может навредить собеседнику, то можно закончить диалог, ведь не всем людям интересна истина сама по себе.
Если человек отрицательно отвечает на вопрос «Считаешь ли ты, что те, кто с тобой не согласны, ошибаются?», то это может также означать, что он считает истину как таковую чисто субъективным понятием. Чтобы убедиться в этом, можно задать вопрос «Касается ли это любых вещей, или только веры в Бога?». Если собеседник ответит, что это верно для любых вещей, мы имеем дело с релятивизмом, и далее следует говорить именно об этом. Мы уже писали, что можно спрашивать в этом случае.

Часто собеседнику могут помочь задуматься примеры из повседневной жизни: можно спросить его, существуют ли вещи, которые можно считать все же более правдивыми, чем другие: ведь мы все-таки как-то взаимодействуем с внешним миром и принимаем какие-то решения, причем не случайно.

Если собеседник считает, что истина субъективна только в вопросе веры в Бога (или еще какого-то конкретного убеждения), то следует спросить, чем этот вопрос отличается от других вопросов. Возможно, дело в том, что о вопросе Бога мы не знаем ничего точно и принципиально не можем узнать, тогда переходим к следующему разделу о нефальсифицируемых убеждениях.
Иногда люди считают, что если убеждение в принципе никак нельзя проверить или опровергнуть, то можно верить во что угодно. Мы уже писали, почему это не очень хорошая стратегия: во-первых, если что-то никак нельзя проверить, то скорее всего это никак не может повлиять на вашу жизнь, и, во-вторых, если верить во что-то, что нельзя проверить, то велика вероятность ошибиться.
Иногда вера людей основывается на том, что они пережили некоторый религиозный опыт. В данном случае подойдут все вопросы, которые позволяют нам проверить надежность личного опыта. Например, можно предложить собеседнику подумать, могут ли быть какие-то еще причины у таких ощущений и опыта, кроме того, что Бог существует. То есть, может ли быть так, что мы чувствуем или пережили что-то, но Бога при этом нет? Также для этого случая подойдет тест стороннего наблюдателя, который мы описали выше.
22 ИЮЛЯ/2018