статья

Степень уверенности и вероятности. Проблема недопонимания при использовании шкалы уверенности

Важным приемом уличной эпистемологии является выяснение степени уверенности собеседника. Однако на этом моменте у эпистемолога и собеседника могут возникнуть некоторые недопонимания: например, вы можете иметь в виду оценку вероятности истинности убеждения, а собеседник может иметь в виду что-то совершенно другое. В этой статье мы расскажем, какие вопросы можно задать, чтобы преодолеть это недопонимание.

Пусть собеседник считает, что некоторое убеждение Х верно. Если вы не обозначили, что вы называете нулем на шкале уверенности, то недопонимания могут возникнуть уже на этом моменте. Например, собеседник может называть нулем как вариант «я уверен, что Х неверно», так и вариант «я не знаю, верно ли Х». Очевидно, диалог будет проще вести, если ваши понимания нуля будут совпадать. Для этого можно в самом начале, при задавании вопроса о степени уверенности, уточнить, что вы называете нулем. Либо можно спросить это у собеседника после его ответа на вопрос о степени уверенности.

Кроме того, недопонимания часто возникают, когда степень уверенности собеседника 50%. Для некоторых людей это может означать не то, что Х верно с вероятностью 0.5, а то, что собеседник просто совершенно не знает, верно Х или нет. Чтобы понять, что именно собеседник имеет в виду, можно задать прямой вопрос: «50% — это вероятность верности Х, или это что-то другое?». Если все же собеседник говорит, что не знает, верно ли Х, и при этом считает, что вероятность этого 50%, можно спросить, всегда ли, если мы точно не знаем, верно ли что-то, это верно с вероятностью 50%. На самом деле, конечно, это не всегда так: ведь знать что-то абсолютно точно нельзя никогда, но мы не считаем вероятность любых будущих событий равной 50%, потому что у нас могут быть какие-то основания считать, что один исход вероятнее другого.

Похожая проблема может возникать и с любой другой степенью уверенности: иногда цифра на шкале уверенности обозначает не оценку вероятности, а просто некоторую абстрактную «степень уверенности». Это может происходить из-за того, что собеседник не привык оперировать в терминах вероятностей. Если вы хотите все же узнать, с какой вероятностью собеседник ожидает что-то увидеть, не обязательно объяснять собеседнику теорию вероятностей. Может оказаться достаточно табуировать слово «вероятность» (то есть объяснить, не используя само это слово и его синонимы). Для этого подойдут следующие вопросы:

  • Как ты думаешь, в скольких из 100 событий произойдет Х?
  • Насколько сильно ты удивишься, если узнаешь, что Х верно (неверно)?
  • Сколько денег из 10000 рублей (можно взять любую другую сумму) ты бы поставил на исход Х?
Надеемся, эта статья поможет вести вам более эффективные диалоги.
22 ОКТЯБРЯ/2018